22.04.2012 в 00:07
Пишет Луче Чучхе:Фанфикшн как психотерапия?
По мотивам трепа в личке. )))
Помнится, когда-то одним из самых убедительных аргументов "за фанфикшн" для меня был следующий - фанфикшн выполняет психотерапевтическую функцию, причем и для авторов, и для читателей. И те, и другие прорабатывают глюки и комплексы, выносят на поверхность вытесненное и запретное, в общем, сплошная польза.
Но утверждение о психотерапевтической функции - это ж просто голословное, непроверенное утверждение о том, что в принципе может быть. Ну да, может. А существует ли на самом деле? Или не всегда? Когда такая функция есть, а когда ничего такого нет?
В общем, разбираем на кирпичики. )))
Если что, аффтар дилетант, больно не бить.

читать дальше1. Ну, наверное, стоит отбросить вариант "пусть лучше он(а) пишет/читает фики, чем выходит на улицу и режет/насилует прохожих". ))) Я как-то вот подозреваю, что негусто в фандоме с маньяками, ох, негусто. ))) В общем, бред.
2. Но вообще аргумент "недостает чего-то в жизни, зато можно получить это через фанфикшн" заслуживает рассмотрения. Действительно ли можно?
2.1. Но здесь нужно учитывать, что к психотерапии это никакого отношения не имеет. Психотерапия подразумевает личностное изменение, а тут его в принципе нет, его и не ждут.
2.2. Как будет выглядеть ситуация с получением через фанфикшн того, что не выходит получать в жизни? Почитал/пописал человек, насытился, полегчало, прошло какое-то время - еще почитал/пописал, насытился. Т. е. вот ситуация, когда читаешь-читаешь запойно, пишешь-пишешь одно за другим - это явно ситуация без насыщения. Или насыщение это настолько мало, что его хватает только пока занят "едой", так что возникает вопрос - а есть ли оно вообще? И распространенная ситуация, когда постоянно требуется все более яркое, все более концентрированное, кинки становятся все гуще, насилие все насильнее, любовь все умопомрачительнее, тоже, наверное, означает, что с насыщением не сложилось.
2.3. Еще один момент - чтобы насытиться, нужно получать желаемое по возможности в чистом виде. Идеально - получить в реале, без кучи дополнительных трудновыполнимых условий. Т. е. случаи "разрастания" кинка, когда он обрастает множеством дополнительных финтифлюшек, явно означают, что получать желаемое автору и читателю становится все сложнее. Это даже чем-то напоминает ситуации из жизни - могу получить желаемое поглаживание, но стоя в лыжах в гамаке, если партнер перед этим споет марсельезу на чистом французском и при каждом поглаживании будет колоть меня иголкой. Понятно, что всякое бывает, но вообще если есть возможность не доходить до жизни такой, лучше, пожалуй, не доходить.
2.4. И еще. Желательно, наверное, чтобы эта не-терапия, раз уж она не приводит к улучшению кондиций человека, хотя бы их не ухудшала. Т. е. чтобы автор или читатель, если вдруг жизнь изменится и появится возможность получать желаемое в реале, смог воспользоваться этой возможностью. Чтобы не разучился за годы фандомной жизни. И здесь у меня есть баааальшие сомнения в том, что вреда нет. Причем даже в тех случаях, когда погружения в фанфикшен с головой не произошло.
2.5. Есть подозрение, что случается иногда так - пока автор или читатель "кормится" фанфикшеном, он не ищет желаемое в реале, даже когда его можно получить, причем довольно легко. Просто в силу привычки и потому что прочитать/написать фанфик банально проще. Организм привык, что какое-никакое удовольствие он гарантировано получит, причем усилия нужно приложить незначительные.
3. Теперь про собственно психотерапию. В чем она может состоять:
- выявление глюков через анализ собственных текстов, кинков, повторяющихся сюжетных ходов, повторяющихся героев и т. д.;
- внутренняя работа, меняющая восприятие;
- переход к чему-то новому, менее невротичному, к более взрослому, широкому восприятию, уход от навязчивых, повторяющихся шаблонов, повторяющихся эмоций, уход от автоматических, шаблонных реакций на одни и те же раздражители.

Сразу оговорюсь.
Каждый дрочит, как он хочет. Никто не обязан расти над собой, это в принципе дело исключительно добровольное, недобровольно ничего не выйдет. Т. е. искать здесь упреки не стоит. ))) В конце концов я тоже вполне фандомный человек, аффтар и четатель, все такое. )))
4. Поиск глюков.
4.1.Тут вот в чем дело - чтобы найти глюки, нужно выйти из оправдывающегося самоощущения, когда кажется, что вот, гады, запрещают, а я буду бороться! Т. е. если _действительно_ запрещают, а хочется, то почему бы и не побороться, но бывает так, что и не запрещают уже, а все равно в каждом писке видится запрет и сразу начинается Борьба. И это, в общем, такой фандомный мейнстрим. Не до анализа, когда Борьба идет, когда надо защищаться, антислэшеры атакуют, или там слэшеры атакуют, или еще кто атакует. )))
4.2. Что может быть признаком глюка (т. е. болезненного проявления, того, к чему вообще имеет смысл применять какую-то само-терапию). Я навскидку набросаю, что в голову в первую очередь приходит:
- например, некоторые кинки. Но не все. Допустим, кинк на какие-нибудь тонкие длинные пальцы, или наоборот - на большие сильные руки вряд ли является признаком глюка ))). Многие чисто сексуальные кинки - не глюки, а личные предпочтения. ))) А вот если кинк связан с насилием, унижением, смертью, страданиями, надо смотреть внимательно;
- одни и те же многократно повторяющиеся ситуации, в которых оказываются герои, особенно если выйти из ситуации победителем у героя не выходит (герой оказывается несправедливо обвиненным и ужасно страдает, герой безответно влюблен, героя внезапно убивают, герой нечаянно убивает партнера и т. д до бесконечности);
- одни и те же расклады в отношениях, особенно если отношения неблагополучные, тяжелые, проблемные. Т. е. героев могут звать по-разному, они могут быть из разных фандомов, но если отбросить все рюшечки и бантики, окаывается, что расклад постоянно примерно один и тот же;
- один и тот же герой со специфическими проблемами, свойствами, характером;
- насилие. Изнасилования, убийства, пытки и т. д., особенно если все это повторяется, и повторяется, и повторяется;
- черно-белое видение. Оно может по-разному выглядеть, и как "абсолютно хороший герой" против "абсолютно плохого героя", и как утрирование проблем до такой степени, что они выглядят как Ужас-сплошной-и-беспросветный, и как переход из абсолютного несчастья в абсолютное счастье (речь об эмоциях, а не об абсолютности ХЭ, хотя и такое бывает), и, как ни парадоксально, в отказе вообще различать "хорошее" и "плохое", утверждении, что ни хорошего, ни плохого нет, и т. д.;
- ситуация, когда секс оказывается почему-то возможен только в сочетании с насилием. Или даже любовь вообще возможна только в сочетании с насилием. Т. е. напрямую это редко прописывается (хотя бывает), просто так как-то в тексте получается, что не было насилия, унижения - любви и секса тоже не было и даже как-то быть не могло. А после насилия или во время насилия или унижения вдруг поперли секс, любовь, бла-бла-бла.
5. Внутренняя работа.
5.1. Как я раньше думала - если ты нашел глюк, проблему, так оно сразу и пройдет. Или хоть начнет проходить - просто по факту, что ты о нем знаешь. Или так - если повторять что-то болезненное, тревожащее, беспокоящее раз за разом, само собой будут происходить проработка, улучшение. Т. е. польза будет в любом случае.
Сейчас я так не думаю.

Внутренняя работа - она и есть работа, она так и ощущается. Нужно усилия прикладывать, и эти усилия вполне ощущаются, даже если не вполне осознаются.
И усилия нужно прикладывать к нужному месту, так что запросто возможна ситуация, когда усилия прикладываются к усугублению ситуации, закреплению глюка.
А выявление само по себе не дает ровным счетом ничего. Более того, часто оно приводит к поиску "обоснуя", почему вот так и надо, почему вот так хорошо, правильно и единственно возможно. Интеллект работает на глюк, отчего глюк только крепчает, понятное дело.
5.2. В чем состоит глюк - в том, что человек не воспринимает реальность как она есть, сам себя ограничивает, автоматически впадает в шаблон - и в восприятии, и в поведении, в эмоциях. Одно и то же повторяется, потому что по-другому не выходит, или по-другому ощущается как-то неправильно, или потому что нет возможности испытывать разнообразные эмоции, или потому что реакции автоматические, роль приросла к лицу, или потому что восприятие избирательное, всюду находит то, что ведет к повторению травматичной ситуации. Ко всему этому нужно добавить отсутствие навыка.
Приведу примеры на себе любимой. )))
Есть тревожащая ситуация - необходимость выбора, обычного житейского, сложности с тем, чтобы справляться с ситуацией, нежелание брать на себя ответственность. Что мы деламем - пишет текст, в котором герой, представший перед выбором о "жизни и смерти" (ну да, ну да))), выбор делать отказался, а проблема решилась волшебным образом, подводим обоснуй под то, что сваливать с себя ответственность вполне этично, а выбирать - аморально. Такая вот рационализация.
Или, например, кинк "возбуждающее зелье, необходимость срочно получить секс, связанная с унижением" (да, один из моих любимых))). Потребность банальная - секс. Но "просто секс" в тексте не вставляет, не то ("по-другому не выходит"), нужны дополнительные условия, ограничения - принуждение и унижение. Иначе не появляются нужные эмоции. Если это становится одним из основных способом дойти до ситуации "секс", то вот он, глюк.
5.3. Т. е. внутренняя работа состоит в увеличении возможного спектра, нивелировке ограничений и условий, преодолении черно-белого восприятия, отказе от рационализации глюка, от поиска обоснуя для него. Получить желаемую эмоцию можно было только на лыжах в гамаке, играя на волынке - раз, и уже можно получить ее от чего-то гораздо менее интересного, но гораздо более надежного. )))
5.4. Например, как выглядела бы моя внутренняя работа над проблемой выбора. Герой (и я с ним) рассмотрели бы ситуацию с разных сторон, возможно, были бы озвучены причины, что же за внутренние препятствия не дают совершить выбор, или они были бы показаны, возможно, появились бы герои, которые отказались от выбора, или сделали разный выбор, присутствовали бы реалистичные с психологической точки зрения последствия, не нарушающие законы логики и без богов из машины, главный герой пережил бы внутренний конфликт или внешний конфликт (с другими героями) и в конечном итоге таки взял бы на себя ответственность за то, за что он в состоянии нести ответственность. Пожалуй, это были бы признаки "работы".
6. Переход к новому восприятию.
И тут есть засада. Мне кажется, в мультифандоме имеется культ кинка. Т. е. общий настрой такой - лелей свои кинки, ни за что не отказывайся от них, развивай их, откармливай, пусть они ветвятся и колосятся. Неважно, хорошо это для тебя как человека-в-реале, или не хорошо. Кинки, любые - это здорово, не дай им исчезнуть.
Только нинада впадать в Борьбу.

Кинк ценится, кинковый текст однозначно получает гораздо больше фидбека, чем равнозначный ему некинковый. Кинки обсуждают, хвастаются ими, меряются ими, разговор о кинках - отличный способ завязать общение, приятно провести время, получить одобрение, поглаживания, интерес, даже восхищение. Особенно это касается всяких сложновывернутых кинков, именно тех, которые с бОльшей вероятностью являются признаком существования ограничения в восприятии.
То же, хотя и в меньшей степени, касается типичных сюжетных ходов, любимых типажей и т. д. По крайней мере авторам бывает неприятно говорить (и даже осознавать), что они пишут надцатый фик с тем же сюжетным скелетом. ))) А вот читателям не зазорно.
Т. е., мне кажется, фандомная ситуация способствует скорее консервации глюка и его разрастанию, а не само-терапии. Это не означает, что такой само-терапии не происходит, просто она не поощряется, а вот ее отсутствие - поощряется.
7. Пожалуй, продолжение следует.

URL записи