05.10.2012 в 22:17
Пишет
Луче Чучхе:
И еще про как оно работает.Текст на РСИЯ, слэш, ориджинал, "Трудно быть магом" -
awards.ruslash.net/node/408Используется для примера, чтобы показать мелкие фанфикшеновые приемы создания специфического текста (не знаю пока, как его назвать, пока называла кинковым фиком, но вот здесь у нас ориджинал, хотя, по-моему, он плоть от плоти фандомов).
Речь об одной фразе (выделенной) : "Транг успел переодеться и, по-видимому, принять ванну. Ему-то разводить огонь и согревать воду не требовалось. Эшли молча поставил кружку на столик у кресла и направился к выходу.
Общество мага, как и раньше, удовольствия не доставляло, а распоряжений новых не было".
Теперь контекст - это почти начало текста, день назад Транг пытал Эшли, довольно жестоко, чтобы выведать информацию о некой принцессе, магией выведал, Эшли считает, что принцессу убьют или она уже мертва. Сразу после Транг обманом взял Эшли в ученики, фактически в рабство (Эшли не может не покоряться прямым приказам, не может покончить жизнь самоубийством) и пообещал изнасиловать (Эшли обещанию поверил, репутация у Транга заслуженно плохая, с того, что именно заслуженно, начинается текст - первые строки буквально).
Так вот, с одной стороны фраза полностью правдива,
читать дальшене придерешься - общество Транга действительно не доставляет Эшли удовольствия.
Но это довольно "легкая фраза" - по тому, как употребляется в реале, с чем ассоциируется, как звучит. Так часто говорят, когда речь о человеке с противным голосом, о мелком пакостнике или просто несимпатичном человеке. В ней самой, в том, как она построена, заложено, что общество этого человека могло бы доставлять удовольствие, но вот... Так сложилось, что не доставляет. "Как и раньше" отсылает нас к прошлому, описанному в тексте, а в прошлом были пытки, вынужденное предательство, мысли о самоубийстве и страх изнасилования. Т. е. это было время, когда общество мага тоже не доставляло удовольствия. Вот так обозначены пытки - не доставляли они удовольствия. Так описано попадание в рабство.
Итак, если воспринимать текст как реалистический (маги этому не помеха), то эта фраза показывает отсутствие психологической достоверности, маленькое вранье о состоянии героя. Вряд ли только что пытанные вот так все воспринимают и так думают о происходящем. И боящиеся изнасилования. И только что порабощенные. А если они так думают и ощущают, то являются ну очень специфическими людьми, и это _уже_ должно быть отображено в тексте. Если это реалистический текст, то он, если судить по этой фразе - он плох.
Но штука в том, что "кинковый фанфик" (пока буду называть так) работает по-другому. Читателю кинкового фика, чтобы собственно прочитать его, нужно отрешиться от реалистичного чтения, как бы выключить его, старательно не сопоставлять текст с реальностью - если сопоставишь, прочитаешь просто плохой текст, но не кинковый.Для чтения кинкового фика нужно воспринять выделенную фразу специальным образом, применив штампы восприятия. Эта фраза одновременно как бы:
читать дальше
1. отбрасывает эмоциональную тень на случившееся раньше, т. е. на пытки, рабство, вынужденное предательство. Они становятся не тем, чем являются, а "пытками", "рабством", "вынужденным предательством" - условными, специально-фиковыми типа-страшными явлениями. Герой воспринимает все это облегченно. Т. е., если обратиться к тому, как описывает его состояние автор - герой думает о самоубийстве и находится в самом угнетенном состоянии духа. Но это все _на словах_. Но, понятное дело, эмоции героев в тексте не просто называются, они показываются, в том числе через выбранную автором интонацию. Здесь показано, что герой не так уж ужасно страдает. Страдание есть, но его одновременно нет, оно воспринимается как игрушечное, игровое, ненастоящее, а значит вызывающее удовольствие (у людей абсолютно здоровых, никакого отношения к мазохизму это не имеет). Так рождается кинк;
2. подводит читателя к тому, что случится дальше - а случится любовная связь между Трангом и Эшли. "Исправленное" прошлое не сможет помешать этой связи, ведь пытки были "не настоящие", а кинковые. Текст как бы намекает нам этим облегченным тоном после пыток - вот сейчас Эшли общество Транга не доставляет удовольствия, а потом будет доставлять. Любовной связи еще нет, даже намека на нее нет, на словах Эшли пока что вроде как испытывает по отношению к Трангу кучу негатива, но автор уже ведет к связи - менее и более прямыми намеками (этот, кажется, третий явный, если считать с самого начала). Так рождается слэш. А вот такие "подводки" создают то, что часто называют "обоснуем" для слэша. Т. е. слэш, который появился не вдруг, а после таких вот намеков - "обоснованный". Опытный слэшер хорошо видит такие намеки и воспринимает их правильно.
Правильно - это отключив "реалистическое" восприятие:
- обычную оценку содержания текста, какая бывает при чтении художественной литературы;
- соотнесение текста с опытом, полученным из реала (например, когда произносят такие фразы и думают таким образом, почему о человеке после пыток говорят именно в такой интонацией).
Как видно, это вовсе не то, что "поиск кинка в реалистической литературе" - там как правило вот таких штук нет, там торкающие моменты встроены в текст таким образом, что для их восприятия не нужно использовать специальные навыки чтения, нужно просто быть восприимчивым к этому виду "торкающего". само торкающее - реалистично, является отражением реальности, более или менее удачным, а не отрицает реальность. И я не говорю о шедеврах, а о середнячках.
Таким образом, ключевым в кинковых фиках является не наличие "торкающих" сцен, а специальные приемы, создающие кинк, они направлены на:
- отключение реалистичного чтения, реалистичного контакта с текстом;
- отрицание связи текста с реальностью;
- применение по отношению к получившимся "пустым местам" шаблонов восприятия;
- применение по отношению к получившимся "пустым местам" смешения (о котором было в предыдущем посте, и которое здесь не проиллюстрировано).
URL записи